Исследования показывают, что AR/VR индустрия сосредоточилась на создании и развитии платформ. Несмотря на то, что для нишевых игроков и стартапов все еще есть возможности для развития, в XR индустрии в настоящее время уже вырисовываются четкие победители.

Мобильный AR сейчас играет в отрасли более важную роль, чем смарт-очкиили VR. Как показывает исследование, во всех отраслях иммерсивной индустрии уже имеются неоспоримые лидеры. Но ситуация может измениться по мере запуска новых платформ, особенно если в 2020 году Apple войдет на рынок очков дополненной реальности, привязанных к смартфонам.

Полный доклад от Digi-Capital подробно расписывает данные опросов во всех сферах по-отдельности на 300 страницах. Ниже мы кратко рассмотрим основные показатели и выводы.

Базовый лагерь

Если анализировать общую картину, то на верхнем уровне всех AR/VR платформ находится мобильная дополненная реальность, которая представляет особый интерес для 76% всех респондентов. Смарт-очки интересуют 65% опрошенных, а VR − 62%.

На конец 2018 года установленная база мобильного AR достигает более 900 миллионов. К 2022 году она вырастет почти до трех с половиной миллиардов. Такие прогнозы оказывают явное влияние на ментальную модель отрасли, несмотря на раннюю стадию ее развития.

Исследование показывает, что многие компании практикуют межплатформенный подход. 17% компаний работают сразу с несколькими XR платформами, включая Web XR, AR на основе проекции, AR на основе дисплеев, HUD, голограммы и дополненное аудио.

Два лидера

Компании, занимающиеся мобильным AR, одинаково ориентированы на ARKit(77 %) и ARCore (73%), снова указывая на кросс-платформенный характер рынка. Доли среди мобильных социальных платформ разделены следующим образом: Vuforia (39%) Facebook Spark AR (26%) и Snap Lens Studio (17%), Wikitude (21%). 16 % приходится на другие платформы 6D.ai, 8th Wall, Unity и т.д.

Бизнес или развлечения?

Очки дополненной реальности в настоящее время в основном используются на предприятиях. 75 % компаний, интересующихся смарт-очками, предпочитают HoloLens. Релиз Magic Leap One в третьем квартале 2018 года повысил интерес к этому продукту до 57%. Популярность других платформ распределилась так: Google Glass for Enterprise (35%), Vuzix (33%), Meta (33%) и ODG (32%), Daqri (26%), Epson (25%) и Kopin (14%). Также опрошенные упоминали платформы RealWear, Mira, Leap Motion North Star и выразили надежду на скорое появление смарт-очков от Apple.

Два фаворита гонок

Основными лидерами виртуальной реальности являются HTC Vive/Focus/Pro (73%) и Oculus Rift (70%). За ними следуют Oculus Go (57%), Microsoft Windows MR (53%), Samsung Gear VR (50%). На момент проведения опроса Oculus Quest еще не был официально анонсирован. Даже с учетом этого 41% респондентов уже интересовалась грядущей автономной платформой. Учитывая реакцию отрасли на анонс новой гарнитуры, можно предположить, что Oculus Quest значительно повысит этот показатель в последующих опросах. На Google Cardboard и Google Daydream приходится 39%.

Пожалуй, самым большим сюрпризом в секторе VR является относительно низкий показатель интереса к Sony Playstation VR (29%), несмотря на то, что устройство является лидером по продажам среди VR гарнитур. Этот результат может быть вызван тем, что контингент участников опроса содержит не только разработчиков игр. Также реципиенты упоминали другие VR платформы: Pico, Web VR, Lenovo Mirage и StarVR.

Игра не окончена, пока ты не одержал победу

Хотя в отрасли, похоже, уже определились явные фавориты (пока), потребители и предприятия еще не выбрали окончательных победителей. Даже с установленной базой из 900 миллионов смартфонов, поддерживающих ARKit и ARCore, ни одна AR/VR платформа пока по-настоящему не стала мейнстримом с точки зрения количества активных пользователей. А это играет гораздо большее значение, чем ментальная модель отрасли. Рынок еще развивается, и на нем могут появиться сильные новички (например, Apple с новыми очками дополненной реальности), поэтому пока не ставьте все ставки на одного участника.