Кажется, что в технологиях виртуальной реальности ежедневно совершаются прорывы. VR-версии популярных видеоигр, фильмов и даже предметов искусства пользуются большим успехом. И связи с этими событиями непроизвольно возникает вопрос, что произойдет, если люди станут зависимыми от VR?
Сегодня существует проблема зависимости от интернета и цифровых медиа. В недавнем отчете CNN говорится, что «среди 8-12-летних среднее время, проведенное за использованием экранных средств массовой информации, ежедневно составляло 4 часа 36 минут». Исследования указывают, что зависимость от социальных медиа среди подростков часто является следствием депрессии.
Сейчас некоторые активисты призывают большие корпорации на подобие Apple задуматься над проблемой влияния на детский мозг использования иммерсивных технологий. Считается, что сами создатели такого мощного продукта должны помочь родителям обеспечить его оптимальное использование детьми.
Идея о том, что чрезмерное использование технологий может быть проблематичным для молодежи, не нова, но она становится всё более актуальной с внедрением всё новых технологий в нашу повседневную жизнь.
Например, интернет-зависимость считается болезнью наряду с наркоманией и лечится с помощью терапии и коррекции поведения. Можно ли будет использовать эти решения для борьбы с пристрастием к виртуальной реальности? Но захотим ли мы отказаться от совершенного VR, когда получим его?
Добро пожаловать в пустынную реальность
Идеям о ложной реальности, неотличимой от реального мира, больше двух тысяч лет. Однако, хотя Платон и Чжуан Чжоу описывали такую реальность в качестве сна, проблема отличия реальности от фантазии может приобретать для нас новое и актуальное значение, поскольку технология виртуальной реальности все ближе приближается к совершенству.
Более совершенные версии развлечений и пристрастий вызывают более сильную зависимость. Как поведут себя люди, которые страдают от пристрастия к порнографии, после появления доступного VR порно? Захотят ли увлеченные геймеры покидать полностью иммерсивные и полнофункциональные VR игры с совершенно реалистичной графикой?
Возникает этическая дилемма. Предположим, что человек решил, что ему больше по душе имитированная реальность. Имеем ли мы право вмешиваться? А что случится с обществом, если большое количество людей будет проводить все свободное время в имитируемом мире?
По мере удешевления и совершенствования VR эти вопросы становятся всё более актуальными. Хотя лечение от VR может быть аналогично лечению зависимости от интернета и видеоигр, эффективность методов может резко снизиться в свете большей соблазнительности иммерсивных технологий.