Представьте себе, что смартфоны оснащены мощными 3D-камерами, которые дают пользователям возможность трехмерно сканировать свою среду и загружать ее в облако. Так постепенно будет создана точная 3D-модель мира. Затем с помощью VR гарнитуры вы сможете спокойно исследовать цифровую реплику вдоль и поперек.
Финская компания Umbra работает над необходимой для этого инфраструктурой. Она разрабатывает облачную платформу, которую пользователи смогут использовать для загрузки 3D данных в обширное облако. Алгоритмы оптимизируют цифровую информацию, так что 3D-модели могут транслироваться в веб-браузер без задержки и с высокой частотой обновления для воспроизведения на мобильных устройствах и в AR/VR гарнитурах. Разрешение изображения может достигать 100 мегапикселей.
Технология основана на многолетних исследованиях и разрабатывалась в сотрудничестве с архитектурными фирмами и игровыми студиями, такими как Bethesda, говорит генеральный директор Umbra Отсо Макинен.
Чтобы продемонстрировать потенциал потоковой передачи 3D данных, компания приступила к амбициозному проекту: создание очень подробного 3D-сканирования столицы Финляндии, Хельсинки, а также передача этого скана в свободный доступ для общественности на ее собственной платформе.
Компания планирует в будущем создать трехмерную реплику всего мира при помощи краудсорсинга. Речь идет о Google Earth VR, но намного, намного лучше.
В видео на Youtube (смотрите ниже) компания на примере хельсинского проекта демонстрирует, какой при этом возможен уровень детализации. По сравнению с грубым спутниковым изображением в 3D скане от Umbra можно увидеть мельчайшие детали вплоть до отдельных камешков мостовой.
На данный момент платформа доступна только для компаний. Однако ситуация изменится, обещают разработчики: в будущем конечные потребители смогут использовать свои смартфоны и беспилотники, чтобы сканировать объекты и целые локации и загружать их в облако Umbra, коллективными усилиями создавая 3D-модель мира в высоком разрешении.
Однако не стоит забывать, что технология 3D-сканирования для повседневного использования, помещающаяся, например, в смартфон, еще не придумана. Не многие пользователи имеют в распоряжении профессиональные или хотя бы любительские 180º или 360º камеры. Однако Макинен надеется, что эта технология вскоре станет общедоступной, и тогда 3D-данные из облачных хранилищ будут принадлежать пользователям, а не крупным корпорациям, таким как Google или Apple.
Сценарии использования цифровой копии мира всевозможные. Автономные автомобили смогут извлекать из облака пространственную информацию, чтобы получить более детальную картину окружающей местности. Архитекторы могут планировать здания и города на основе точных 3D-данных. Туристические фирмы смогут предлагать виртуальные экскурсии. А игровые студии получат возможность разрабатывать игры, в которых можно будет играть в «реальном» мире. Платформа также может стать основой AR облака.